Если потекла чугунная батарея отопления, не стоит откладывать устранение протечки в долгий ящик. В такой ситуации главное – немедленно принимать меры. Иначе все закончится ремонтом и судебными исками от соседей.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ ТЕЧИ В ЧУГУННЫХ БАТАРЕЯХ
Хотя радиаторы из чугуна прочные и долговечные, они тоже протекают. Нарушение герметичности вызывают разные причины:
- Естественный износ – чугунный корпус постоянно контактирует с водой, поэтому постепенно окисляется и разрушается. Хотя у чугуна высокая коррозионная стойкость – всего 0,25 мм/год, батареи из него редко служат больше 25-35 лет.
- Высокое давление – особенно опасны его резкие скачки – гидроудары. Чугун выдерживает до 11-12 атмосфер, однако сильные перепады давления, особенно постоянно повторяющиеся, приводят к его разрушению.
- Высокая температура. Для отопителей губителен перегрев, возникающий в отопительных сетях многоквартирных домов из-за некорректной работы тепловых пунктов. В норме теплоноситель должен охлаждаться до 80-90 градусов и только потом подаваться в трубы. Но вода нередко поступает в слишком горячей или даже закипает в теплоцентрали. От этого портятся все теплокоммуникации, включая радиаторы.
- Неправильно проведенный монтаж. Чугунные батареи очень тяжелые, масса одной секции с водой достигает 7 кг. При неправильной установке радиаторы перекашиваются. В местах перекосов возникает усталость металла, приводящая к его разрушению. Появляются трещины и свищи.
- Износ и деформация уплотнителей – сантехнического льна, фум-ленты, прокладок и сальников. Из-за этого текут стыки батарей с трубами, межсекционные соединения и краны.
- Замерзание теплоносителя – возникает при отключении отопления. Вода в трубах при превращении в лед увеличивается в объеме и разрывает чугун. На стенках появляются огромные дыры, портятся трубы и запорная арматура. Поврежденные элементы отремонтировать практически невозможно.
- Низкое качество теплоносителя – качество воды в системах теплоснабжения МКД регулируется документом РД 24.031.120-91, утвержденным Министерством тяжелого машиностроения. В нем четко оговорены параметры воды, поступающей в теплосистемы. К сожалению, теплоноситель в многоквартирных домах очень часто не соответствует нормативным данным, что приводит к порче радиаторов.
КАКИЕ ПРОТЕЧКИ БАТАРЕЙ БЫВАЮТ
Существует несколько типичных протечек радиаторов, каждая из которых вызывается определенными причинами:
- Трещины и свищи на поверхности секцией появляются из-за коррозии.
- Разрывы чугуна образуются при замерзании воды внутри системы и скачках давления.
- Протечки между секциями возникают из-за разрушения чугуна и износа межсекционных прокладок.
- Подтекания из-под гайки в местах стыков с входной и выходной трубой образуются из-за окисления чугуна, разрушения и деформации уплотнителей.
- Нарушение герметичности кранов и другой запорной арматуры – кроме естественного износа, провоцируются гидроударами, скоплением грязи, неправильной эксплуатацией.
Все протечки, вне зависимости от их причины и локализации, нужно устранять как можно быстрее. Даже небольшое подтекание может быстро превратиться в горячий потоп.
КАК УСТРАНИТЬ ТЕЧЬ В ЧУГУННОЙ БАТАРЕЕ
В первую очередь, нужно собрать вытекающий теплоноситель. Для этого подставьте таз, ведро или другую емкость. При разбрызгивании воды накройте батарею одеялом, концы которого опустите в таз или ведро.
Параллельно перекройте поступление воды. Если на трубе рядом с батареей установлен запорный кран, просто поверните его
Если запорная арматура установлена на лестнице или в подвале, позвоните в диспетчерский отдел управляющей компании. Номера телефонов аварийных служб есть на стендах в каждом подъезде, а если их нет, посмотрите информацию в интернете на сайте УК. Вызов зафиксируют в аварийном журнале, и по указанному адресу выедет сотрудник, который перекроет подающую линию. Владельцы частных домов перекрывают тепловые линии самостоятельно.
КТО ДОЛЖЕН ЧИНИТЬ ПОСТРАДАВШУЮ БАТАРЕЮ
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.06 № 491 в редакции от 29.06.2020 г., этим должна заниматься управляющая компания. Разговоры о том, что УК ремонтирует батареи только в случае, если между ними и общедомовой системой не установлен запорный кран, противоречит закону.
Согласно п 6 ст.1 Постановления №491, стояки, радиаторы, запорная арматура, и другое оборудование расположенное на коллективных сетях, относится к общедомовому имуществу и должно обслуживаться управляющей компанией. Наличие запорного вентиля там не оговаривается. Такой же позиции придерживаются Минрегион России и Верховный суд.
Владельцы частных домовладений организовывают ремонт своими силами или с привлечением сторонних специалистов, даже если дом присоединен к линии центрального теплоснабжения.
Если во время ремонта был перекрыт кран в подвале или подъезда, сразу после окончания ремонта снова вызовите мастера, который его откроет. Длительное отключение тепловой линии может вывести из строя батареи во всем стояке.
Большинство методов самостоятельного устранения дефектов в радиаторах дают временный эффект. Без квалифицированного ремонта такой отопитель будет постоянно подтекать. Поэтому после окончания отопительного периода нужно пригласить специалиста, который обследует пострадавшую батарею и заварит поврежденный чугун. Тепловые приборы, установленные 25-30 лет назад, лучше заменить, поскольку велика вероятность, что из-за износа металла ситуация повторится.
КАК ЗАДЕЛАТЬ ТРЕЩИНУ ИЛИ СВИЩ НА СЕКЦИИ
Метод, которым можно устранить дефект, зависит от размера повреждения. Небольшую дырочку достаточно заткнуть деревянным колышком, а линейные дефекты заделывают холодной сваркой. Крупные повреждения на чугуне ремонтировать бесполезно – лучше не тратить время и купить новый радиатор.
1. Применение деревянного колышка.
Чтобы заткнуть отверстие, надо слегка рассверлить образовавшийся свищ и воткнуть в него заранее подготовленный кусочек дерева. Плотный, но хрупкий чугун сложно сверлить. Для работы понадобятся мощная высокооборотная дрель и победитовые сверла. Во время сверления обязательно делайте перерывы и не допускайте перегрева металла. Иначе чугун разрушится еще сильнее, а сверло сломается. После сверления обработайте края отверстия герметиком, который замедлит коррозию и закрепит колышек внутри корпуса.
2. Холодная сварка.
При покупке средства убедитесь, что выбранное средство подходит для чугуна. Перед использованием очистите место протекания от краски, ржавчины и просушите феном. Смешайте компоненты холодной сварки согласно инструкции, и нанесите смесь на поврежденное место.
Вновь подключать отопление можно только после полного застывания композита. Метод подходит только для небольших дефектов – крупные повреждения таким способом заделать невозможно.
КАК ЗАДЕЛАТЬ ТЕЧЬ МЕЖДУ СЕКЦИЯМИ ЧУГУННОЙ БАТАРЕИ
Повреждения в этой зоне возникают из-за коррозии металла корпуса, разрушения ниппелей и прокладок, установленных между секциями. Для устранения подтеканий нужно устранить возникшие неисправности.
Устранить проблему можно несколькими способами:
- Заделать проржавевшее место заплаткой из бинта и термостойкого клея для склеивания металла. Смочите бинт или кусок тряпочки клеящим составом и крепко обмотайте место протекания. Радиатором можно пользоваться только после полного высыхания материалов.
- Наложить гипсово-цементную повязку. Возьмите поровну гипса и цемента, разведите смесь водой, чтобы получился состав, напоминающий густую сметану. Смочите этой смесью бинт или полоску хлопчатобумажной ткани и обмотайте поврежденное место.
- Используйте порошковый герметик. Наиболее удобны марки, предназначенные для склеивания влажных поверхностей. Подготовьте герметизирующий состав согласно инструкции, и наложите его на поврежденный стык. Можете использовать жидкий герметик, которым просто залейте поврежденное место. Не включайте воду, пока средство полностью не высохнет.
Те, кто имеет навыки домашнего мастера, слесарный инструмент и имеет обращаться с ключами, могут заменить внутренние ниппели и прокладки на них. Работать с тяжелым чугуном удобнее при наличии помощника.
Перед ремонтом снимите радиатор с кронштейнов и уложите его на прочную поверхность. Разберите корпус, чтобы добраться до поврежденного стыка. Для этого понадобятся два радиаторных ключа. Вставьте их внутрь секций слева и справа, чтобы открутить ниппели в месте протекания. Можно откручивать одним ключом, поочередно вставляя его с каждой стороны
При работе нужно одновременно откручивать два ниппеля и сдвигать секции без перекоса относительно друг друга. Разобрать старый чугунный отопитель довольно сложно, поэтому придется применять силу. Не нужно снимать каждую секцию, достаточно демонтировать весь фрагмент батареи до места, где она течет.
После разборки замените поврежденную прокладку или проржавевший ниппель и соберите батарею заново теми же ключами. Установите радиатор обратно на кронштейны и включите воду. Протечка должна исчезнуть.
Замена межсекционных ниппелей и прокладок – сложная процедура. При отсутствии уверенности в своих силах лучше не пытаться починить поломку самостоятельно, а вызвать специалиста. Не имея нужных навыков, можно повредить батарею, испортить трубы и даже получить травму.
КАК УСТРАНИТЬ ПОДТЕКАНИЕ ИЗ-ПОД КОНТРГАЙКИ
Причина, по которой капает жидкость из-под контргайки – отхождение трубы от радиатора. Такая ситуация вызывается несколькими причинами:
- Выходом из строя уплотнителя в месте соединения.
- Коррозией – проржаветь может радиатор на стыке, труба или сама контргайка.
- Механическим воздействием – если кто-то случайно встанет ногой на трубу, идущую к батарее, или поставит на нее что-то тяжелое, из-под контргайки потечет вода.
Способ устранения дефекта зависит от его причины, поэтому сначала нужно выяснить, почему потек стык. Газовым ключом открутите контргайку, удалите старую смазку и подмотку. Осмотрите место протекания. Обратите внимание на целостность металла, наличия ржавчины или трещин:
- Если место подтекания целое, намотайте новый льняной уплотнитель, смазанный герметиком, или фум-ленту. Накрутите контргайку на место. Откройте подачу воды. Подтекание должно прекратиться.
- Если течь вызвана разрушением шайбы-втулки, расположенной внутри корпуса, или контргайки, замените их новыми.
- При протеканиях, вызванных коррозией трубы, сдвиньте контргайку, обрежьте дефектный участок и плашкой подкрутите несколько новых ниток резьбы. Чтобы облегчить работу, смажьте это место техническим маслом. Затем намотайте на трубу новый уплотнитель и закрутите все обратно.
ПРОТЕЧКИ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАПОРНО-РЕГУЛИРОВОЧНОЙ АРМАТУРОЙ
На большинстве старых чугунных батарей установлены запорные краны, позволяющие закрыть воду после протечки и спустить воздух. Они, в основном, текут из-за износа прокладок.
Ремонтировать запорные шаровые устройства нерентабельно – комплектующие к ним подобрать сложно, и велика вероятность, что протекание после ремонта усилится. Поэтому лучше сразу купить новый кран – тем более, что его стоимость невелика.
Чугунные радиаторы часто оснащают регулировочными кранами. Их ставят на подающую линию для регулировки температуры или позади батареи – для устранения воздушных пробок.
Причины их поломки – износ прокладок, сальников или букс. При возникновении неполадок нужно определить причину подтекания:
- Если кран не только течет, но и не регулирует подачу воды – в нем износились прокладки. Нужно выкрутить вентиль, вращая его против часовой стрелки, снять изношенную прокладку и заменить ее новой. Затем подмотать уплотнитель под уплотнительную кромку и собрать кран обратно.
- Подтекание воды между гайкой и стержнем вентиля указывает на износ уплотнительного сальника. В таких случаях бывает достаточно подкрутить корпус головки, чтобы протечка исчезла. Если это не помогло, потребуется поменять сальник или буксу.
Оптимальное решение – вместо изношенного регулировочного крана на верхней части корпуса установить современный воздухоотводчик, который автоматически ликвидирует образующиеся воздушные пробки.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ЧУГУННЫМИ РАДИАТОРАМИ
Чтобы чугунные батареи не текли в холодное время, надо ухаживать за ними летом. Вне отопительного сезона обязательно осмотрите батареи. При обнаружении трещин, проржавевших участков, следов подтеканий и проблем с запорно-регулировочной арматурой пригласите специалиста, который заварит чугун и заменит краны. Нередко правильнее бывает заменить старые проржавевшие радиаторы новыми, более современными.
Батареи, послужившие 25-30 лет, нужно менять, даже если они не текут. Эти изделия отслужили свой срок, и в любой момент могут доставить неприятности. Желательно заменить и ржавые трубы. Тогда можно не бояться протечек в холодное время года.
Краткая промывка отопления — это процедура, направленная на очистку системы отопления от накопившихся загрязнений, которые могут негативно сказаться на её…
Основная цель промывки — удаление продуктов коррозии и накипи, что позволяет снизить износ теплообменников, радиаторов и других компонентов системы. Это…
Промывка системы отопления — это важный процесс, который помогает продлить срок службы оборудования, улучшить его теплоотдачу и снизить вероятность возникновения…
Система теплый пол – это удобный и эффективный способ обогрева помещений. Однако, чтобы она работала эффективно и долго, необходимо регулярно…
Установка и подключение расширительного бака являются важными этапами в процессе создания автономной системы водоснабжения. Расширительный бак необходим для компенсации изменений…
Течь в трубе – это серьезная проблема, которая может привести к утечке воды, увеличению затрат на водоснабжение и даже к…
В холодное время года многие владельцы частных домов сталкиваются с проблемой недостаточного отопления. Одной из причин, по которой батареи не…
Сварка профильных труб — это процесс, который требует от сварщика высокой квалификации и точности. Этот метод широко используется в строительстве…
Промывка системы отопления является важным этапом в поддержании её работоспособности и эффективности. Эта процедура помогает удалить из труб и радиаторов…
Воздушная пробка в системе отопления — это явление, которое может возникнуть в процессе эксплуатации отопительного оборудования. Она представляет собой пузырек…
Потекла чугунная батарея отопления – что делать?
-
Половина радиатора холодная. В чем причина?
Половина радиатора холодная. В чем причина? В домах и квартирах часто встречаются ситуации, когда одна из половин радиатора отопления холодная. Это может быть вызвано несколькими причинами, среди которых: Решение проблемы холодной половины радиатора требует комплексного подхода и обращения к специалистам для точной диагностики и устранения причины.
-
Что залить в систему отопления частного дома с газовым котлом на зиму, чтобы не замерзало?
Заливка системы отопления частного дома с газовым котлом на зиму требует особого подхода для предотвращения замерзания теплоносителя. Наиболее эффективным решением является использование антифриза, который не замерзает при низких температурах. Однако важно учитывать, что антифриз должен быть специально предназначенным для систем отопления, чтобы избежать негативных последствий, таких как коррозия и повреждение оборудования. Перед заливкой антифриза необходимо…
-
Можно ли добавлять воду в антифриз в систему отопления дома?
Вода в системе отопления играет важную роль в поддержании оптимальной температуры и предотвращении перегрева. Однако, если в системе уже находится антифриз, добавление воды может привести к нежелательным последствиям. Антифриз представляет собой смесь этиленгликоля или пропиленгликоля с различными добавками, которые предотвращают замерзание и коррозию. При добавлении воды в антифриз могут возникнуть следующие проблемы: Таким образом, добавление…
-
Почему течет теплообменник котла?
Текущий теплообменник котла может стать причиной множества проблем, таких как снижение эффективности отопления, перерасход топлива и даже пожароопасность. Основной причиной утечки теплообменника является износ материалов, из которых он изготовлен, а также неправильная эксплуатация котла. Вода, циркулирующая в системе, может вызывать коррозию и образование накипи на внутренних стенках теплообменника, что приводит к его постепенному разрушению. Кроме…
-
Как проверить теплообменник котла на герметичность?
Проверка теплообменника котла на герметичность является важным этапом в обслуживании отопительного оборудования. Этот процесс включает несколько ключевых шагов, которые помогут убедиться в работоспособности и безопасности системы. Вот основные шаги, которые необходимо выполнить: Таким образом, проверка теплообменника котла на герметичность требует комплексного подхода и внимательного выполнения всех этапов. Регулярное обслуживание и проверка оборудования помогут избежать аварийных…
-
Почему пробивает теплообменник котла?
Пробитие теплообменника котла может быть вызвано несколькими факторами, каждый из которых требует индивидуального подхода к устранению проблемы. Рассмотрим основные причины и методы их решения: Таким образом, пробитие теплообменника котла может быть вызвано множеством факторов, и для их устранения необходимо провести комплексную диагностику и замену изношенных или поврежденных компонентов системы.
-
Как понять что термостат вышел из строя?
Термостат котла — это важный элемент системы отопления, который отвечает за поддержание оптимальной температуры в помещении. Если термостат выходит из строя, это может привести к значительным проблемам в работе котла и даже к его поломке. Основные признаки того, что термостат котла неисправен: В случае обнаружения любых из этих признаков, необходимо немедленно прекратить эксплуатацию котла и…
-
Как понять что теплообменник вышел из строя?
Теплообменник — это важный элемент в системе отопления и кондиционирования, который отвечает за передачу тепла между двумя средами. Если он выходит из строя, это может привести к значительным проблемам в работе всей системы. Основные признаки, указывающие на неисправность теплообменника, включают: Для предотвращения серьезных проблем и своевременного выявления неисправностей рекомендуется регулярно проводить техническое обслуживание и чистку…
-
Какие повреждения бывают у системы отопления?
Система отопления в домах представляет собой сложную инженерную конструкцию, которая обеспечивает тепло и уют для жильцов. Однако, несмотря на высокую надёжность и долговечность, она может подвергаться различным повреждениям. Наиболее распространёнными из них являются: Таким образом, система отопления требует постоянного внимания и обслуживания, чтобы избежать повреждений и обеспечить комфортные условия проживания в доме. Регулярные проверки и…
-
Как проводится проверка котла после ремонта?
Проверка котла после ремонта является важным этапом в обеспечении безопасной и эффективной работы оборудования. После завершения ремонта котла, специалисты проводят комплекс мероприятий, направленных на оценку его состояния и выявление возможных проблем. Этот процесс включает несколько ключевых шагов: Таким образом, проверка котла после ремонта включает множество этапов, направленных на обеспечение его безопасной и эффективной работы. Комплексный…
Почему последняя батарея в отопительном контуре холодная – частый вопрос от владельцев частных домов, дач и квартир. Снижение температуры может быть вызвано неправильным монтажом теплосистемы, ее поломками, образованием пробок, утечками, разбалансировкой. Как определить и устранить причину неисправности – разбираемся далее. НЕ ГРЕЕТСЯ ПОСЛЕДНЯЯ БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ С ПЕРВОГО ЗАПУСКА ТЕПЛОСИСТЕМЫ Ситуация возникает при неправильном проектировании и […]
Когда течет кран на батарее отопления, принимать меры нужно быстро. Сначала нужно определить тип крана и понять причину протечки. В отопительной системе квартиры устанавливаются запорные шаровые модели для перекрытия воды, регулировочные для коррекции поступления теплоносителя и кран-воздухоотводчик Маевского для сброса воздуха. Методы ремонта при их выходе из строя различаются. ПРИЧИНЫ ПОДТЕКАНИЯ КРАНОВ НА БАТАРЕЕ Какие…
Реконструкция и ремонт металлических труб бойлерной требуют особого внимания и профессионализма. Бойлерные системы, используемые для отопления и горячего водоснабжения, подвергаются значительным нагрузкам, что приводит к износу оборудования и необходимости его замены или ремонта. Первым этапом ремонта является диагностика. При помощи специализированного оборудования специалисты оценивают состояние труб, выявляют трещины, коррозию и другие повреждения. Это позволяет определить…