Низ батареи холодный, а верх горячий. Холодный низ батареи указывает на то, что система отопления или кондиционирования воздуха неэффективно распределяет тепло.
Это может свидетельствовать о нескольких причинах:
- Неисправность термостата или датчика температуры. Они могут некорректно передавать данные, что приводит к неравномерному распределению тепла.
- Засор или недостаточная циркуляция теплоносителя. В системе могут быть засорены радиаторы или трубопроводы, что снижает теплоотдачу.
- Неправильная настройка системы. Возможно, настройки термостата или других элементов управления не соответствуют текущим условиям эксплуатации.
- Проблемы с циркуляционным насосом или клапанами. Они могут работать неэффективно, что приводит к неравномерному распределению тепла.

Таким образом, холодный низ батареи является сигналом о необходимости диагностики. Это поможет избежать перерасхода энергии и повысить комфорт в помещении.
Нередко на строительных форумах люди жалуются на отопительные системы – низ батареи холодный, а верх горячий. Стоит отметить, что любой радиатор сверху теплее, чем внизу. Более того, это значит, что батарея отдает меньше тепловой энергии, чем должна. Ведь всем известно, что КПД отопительных приборов напрямую зависит от равномерности нагрева их поверхностей.
Сегодня мы попытаемся разобраться, почему возникает такое явление и что с этим нужно делать.
Основные причины данного явления
С проблемой «холодного низа» сталкиваются не только те, у кого система оснащена достаточно старыми обменниками тепла, но и биметаллические радиаторы. Существует немало причин возникновения данной проблемы. Что характерно, каждый конкретный случай следует рассматривать в индивидуальном порядке. Итак, попытаемся разобраться с основными причинами этой неисправности.
Звоните круглосуточно, мы работаем без праздников и выходных.
8 495 744 67 74
Страница с нашими контактами
Аварийная служба работает круглосуточно по Москве и Московской области. В ближайшие области выезд плановый согласно графика.
Причина №1. Обычное засорение
Самой первой (потому что самой распространенной) причиной данного явления является загрязнение отопительных радиаторов. Вот основные причины снижения температуры в нижней части прибора:
- используется низкокачественный теплоноситель;
- в систему проник воздух.
Стоит отметить, что в рабочей жидкости может еще и различные твердые частицы. К примеру, когда начинается сезон отопления, а централизованные магистрали лишь запускаются, качество рабочей жидкости является, мягко говоря, отвратительным. Намного лучше дела обстоят в случае с индивидуальным отопительным контуром.
С этим все ясно, но каким образом на разницу температур может влиять наличие воздуха в системе? Объяснение тому весьма необычное – виной всему бактерии. Существует определенная разновидность таких микроорганизмов, которая способна существовать исключительно при наличии достаточного количества кислорода. Такие бактерии известны как анаэробные. Ничего плохого в них нет.
Обратите внимание! Стоит также отметить, что рабочая жидкость приносит в батарею ил практически со всей отопительной магистрали, и он там оседает.
- Эффективный ремонт и замена отопления в вашем доме: Как это сделать правильно?

- Эффективное обслуживание систем частного отопления

Наконец, еще одной причиной того, что низ батареи холодный, а верх горячий, можно считать особую конструкцию теплообменника. Жидкость в нем перемещается, перманентно меняя вектор собственного движения. А внутри теплообменника присутствует достаточно большое количество «укромных местечек», в которых может откладываться грязь.
С этой причиной все более-менее ясно, поэтому переходим к следующей.
Причина №2. Неполадки в запорной арматуре
Иногда причиной того, что температура нижней части радиатора ниже, чем верхней, может служить запорная арматура. В предыдущих статьях мы уже рассматривали особенности конструкции такой арматуры, поэтому сегодня лишь вкратце рассмотрим несколько основных моментов. Главное предназначение запорной арматуры в отопительном контуре – регулировка, а также полное/частичное перекрытие движения рабочей жидкости.
Арматура может представлять собой следующие механизмы.
- Шаровой кран.
- Термическая головка, которая оснащена управлением механического или же электронного типа.
- Конусный вентиль.
Но причем тут снижение температуры внизу радиатора, спросите вы? Дело в том, что в результате неполадок с запорной арматурой циркуляция рабочей жидкости внутри теплообменника нарушается. Ведь кран может попросту прийти в непригодность. Это, к примеру, может быть вышедшая из строя заслонка. Также очень важную роль в данном случае играет еще и правильность установки запорной арматуры.
И если кран будет установлен неправильно, то так или иначе движение теплоносителя нарушится. Также, что для некоторых разновидностей запорной арматуры предусматриваются требования в каком положении должен располагаться сам вентиль. По этой причине в случае с неполадками следует осмотреть и запорную арматуру.
Причина №3. Давления в системе недостаточно
Низкое давление в магистрали может привести к нарушениям циркуляции рабочей жидкости. Вследствие чего может случиться, что низ батареи холодный, а верх горячий. Что же делать в таком случае? Для начала следует убедиться, что с давлением в сети все нормально. Как вы помните, не так давно – а мы говорим о временах Советского Союза – широко использовались батареи, выполненные из чугуна. Отличались они тем, что имели достаточно широкие проходы и требовалось не такое уж большое давление. Но у современных отопительных радиаторов строение несколько другое.
Довольно часто люди даже непосредственно после покупки таких батарей сталкиваются с проблемой, когда верхняя часть имеет гораздо большую температуру. Объясняется это тем, что выходные и входные патрубки обладают незначительным условным проходом. По этой причине в магистрали, которая изначально рассчитывалась на чугун, давление попросту неспособно преодолеть сопротивление и «протолкнуть» рабочую жидкость сквозь весь теплообменник.
Кроме того, давление в отопительной магистрали может падать и по другим причинам, ознакомимся с ними.
- Соседи втайне ото всех оборудовали квартиру системой «теплого пола», функционирующей на воде и подключенной к централизованному высокотемпературному отоплению.
- В самой магистрали возникли определенные проблемы.
- Те же соседи оборудовали свой байпас краном.
- Опять же, соседи значительно повысили объем теплообменника, оборудовав его еще несколькими дополнительными секциями.
- Наконец, те же люди, проживающие по соседству, «по-черному» экспериментируют с регулированием собственных отопительных радиаторов.
Как видим, зачастую внезапное падение давления связано с какими-либо действиями соседей. Что касается наращенных радиаторов, объем теплообменника в которых превышает аналогичный показатель от застройщика, и системы «теплого пола», то это все, следует отметить, противоречит закону. Все эти манипуляции приводят к тому, что давление в магистрали снижается, поэтому не нужно даже удивляться тому факту, что нижняя часть батарей в вашем доме будет холодная.
Обратите внимание! Отдельные «специалисты», посещающие специализированные форумы, советуют устанавливать на байпас запорную арматуру. После этого появится возможность регулировки степени проходимости байпаса посредством частичного перекрытия крана так, чтобы основной поток рабочей жидкости уходил в радиаторы. Но вот делать так категорически не рекомендуется!
Дело в том, что если о подобных проделках узнают соответствующие органы, то заставят уплатить штраф и сделать все, как было. К слову, если байпас располагается на достаточно большом расстоянии от радиатора, то движение теплоносителя в последнем тоже может быть нарушено. И ситуация лишь усугубится, если диаметр байпаса будет таким же, как диаметр подающего трубопровода. Из-за этого также может случиться, что низ батареи холодный, а верх горячий.
Причина №4. Установка совершена неправильно
Еще одна распространенная ситуация, которая заключается в неправильном подсоединении батареи. Проще говоря, по ошибке либо же какой-либо другой причине была использована неверная схема подключения прибора.
Причина №5. Теплоноситель движется с недостаточной скоростью
Подобного рода ситуация объясняется достаточно просто. Если разогретая жидкость на высокой скорости протекает через металлическую трубу, то в результате труба во всех местах будет горячей. Но если скорость движения жидкости незначительная, то та в ходе циркуляции по магистрали будет охлаждаться, а температура конца трубы будет заметно ниже. То же самое относится и к радиатору, если снизу тот холоднее, чем сверху.
- Также стоит отметить, что существуют две основных причины низкой скорости циркуляции теплоносителя.
- Слишком узкое сечение трубопровода в том или ином конкретном месте.
- Если рабочая жидкость в принципе движется по магистрали медленно.
В свою очередь, причина незначительной скорости циркуляции (если не принимать во внимание зауженное сечение) заключается, наверно, в том, что циркуляционный насос прекратил свою работу или же обладает недостаточной для этого мощностью. Более того, это происходит, если циркуляционный насос вообще отсутствует, то есть имеет место отопительная магистраль с циркуляцией рабочей жидкости естественного (гравитационного) типа. Или, как вариант, если трубопровод заужен уже в другом месте.
Остается еще разобраться, почему труба может суживаться. Тому есть сразу несколько возможных причин.
- Если речь идет о полипропиленовых трубах, то они могут быть недостаточно качественно спаяны.
- Самый распространенный вариант – это когда устанавливается регулировочный кран, обладающий чересчур часто зауженным внутренним сечением.
- Если трубопровод старый, то в нем могут скапливаться отложения, замедляющие циркуляцию рабочей жидкости.
Причина №6. Холод
Существует еще одна возможная причина, по которой низ батареи холодный, а верх горячий. Это может произойти на холоде. Это может случиться, если, к примеру, отопительная батарея располагается в холодной комнате – на лоджии или, как вариант, в веранде. И если воздух в помещении будет холодным, то и рабочая жидкость, соответственно, будет остывать гораздо быстрее. Из-за этого низ радиатора также может иметь меньшую температуру.
Можно ли как-то устранить проблему?
Остается только поговорить о самом главном – то есть о том, каким образом устраняются подобного рода проблемы. Прежде всего, отметим, что конкретное решение зависит исключительно от того, по какой причине все происходит. Если, к примеру, нижний патрубок батареи также холодный, то, вероятнее всего, при монтаже «обратка» была перепутана с подачей, о чем мы уже говорили в одном из предыдущих пунктов статьи. В таком случае необходимо разобраться с кранами и трубопроводом. При наличии регулирующего крана причина, скорее всего, заключается в чересчур узком продольном его сечении. Здесь необходимо либо заменить кран на изделие более высокого качества и с более широким продольным сечением, или же полностью его убрать.
Обратите внимание! В отдельных случаях в замене нуждаются отопительные трубы – их нужно заменить на изделия большего диаметра или, как вариант, заменить старые на новые.
Еще следует отметить, что если причина низкой температуры в нижней части радиатора заключается в низкой скорости движения рабочей жидкости, то для решения проблемы необходимо попросту ее (скорость) увеличить. Чтобы выполнить это, нужно всего лишь врезать в магистраль циркуляционный насос. Хотя это, в принципе, не очень верное решение, если есть вероятность того, что продольное сечение трубопровода или кранов чересчур узкое. Более того, это решение и стоить будет намного дороже.
Не нужно забывать, что последовательность действий при поиске причины неполадки следует продумать еще на начальном этапе работ. И если низ батареи холодный, в то время как температура нижнего патрубка достаточно высокая, то причина в таком случае заключается в уже упомянутом выше неправильном монтаже («обратка» была перепутана с подающим элементом). Если же и нижний патрубок, и вся нижняя часть батареи в целом холодные, то единственной причиной может быть лишь низкая скорость циркуляции рабочей жидкости в системе. Для более детального ознакомления с проблемой советуем посмотреть приведенный ниже тематический видеоматериал.
Низ батареи холодный, а верх горячий
-
Замена крана на коллекторе теплого пола частного дома
Замена крана на коллекторе теплого пола частного дома — важная задача, которая может понадобиться в случае поломки, износа или для модернизации системы отопления. Теплый пол обеспечивает комфортный микроклимат в доме, а исправность всех его компонентов гарантирует надежную и эффективную работу. В этой статье мы рассмотрим пошаговую инструкцию по самостоятельной замене крана на коллекторе, чтобы вы
-
Когда и как делать ремонт системы отопления в частном доме
Когда и как делать ремонт системы отопления в частном доме: признаки и сроки. Состояние системы отопления в частном доме напрямую влияет на комфорт, безопасность и затраты хозяев, поэтому своевременный ремонт и профилактика имеют первостепенное значение. В этой статье вы найдете практическое руководство о том, по каким признакам судить о необходимости вмешательства, в какие сроки планировать
-
Как отремонтировать систему отопления в частном доме
Как отремонтировать систему отопления в частном доме: советы мастера. Ремонт системы отопления в частном доме — задача, с которой рано или поздно сталкивается каждый владелец. Правильно выполненный ремонт не только возвращает комфорт и экономию, но и продлевает срок службы оборудования, снижает риски аварий и повышает безопасность дома. В этой статье мастер с многолетним опытом делится
-
Ремонт и модернизация отопления в частном доме
Ремонт и модернизация отопления в частном доме: комфорт и экономия. Отопление — это сердце любого частного дома: от его состояния зависит не только комфорт проживания, но и безопасность, долговечность инженерных систем и величина коммунальных расходов. Ремонт и модернизация отопительной системы позволяют превратить постоянно шумящую, дорогостоящую в обслуживании и не всегда равномерно прогревающую систему в эффективный,
-
Экстренный ремонт отопления в частном доме
Экстренный ремонт отопления в частном доме — задача, требующая немедленных и грамотных действий: при аварии система теряет работоспособность, жилье быстро охлаждается, возрастает риск замерзания труб и повреждения имущества. Чем быстрее выполнены первые шаги, тем меньше будет последствий и затрат на восстановление. В этой статье описаны проверенные алгоритмы действий при наиболее частых авариях: протечках, отключении котла,
-
Пусконаладочные работы системы отопления
Пусконаладочные работы системы отопления представляют собой комплекс мероприятий, направленных на проверку, настройку и тестирование оборудования . Этот процесс является важным этапом в строительстве и реконструкции зданий. В ходе пусконаладочных работ специалисты проверяют соответствие оборудования проектным параметрам, проводят гидравлические испытания, регулируют работу насосов и котлов. Это позволяет убедиться в правильности монтажа, отсутствии утечек и герметичности системы.
-
Ремонт системы отопления в частном доме: пошаговое руководство
Надежная система отопления в частном доме — залог комфорта, экономии и безопасности. Своевременный ремонт и правильное обслуживание позволяют поддерживать оптимальную температуру, снижать расход топлива и предотвращать дорогостоящие аварии, которые особенно критичны в отопительный сезон. В этой статье вы найдете практическое пошаговое руководство по ремонту системы отопления: от простой диагностики и выявления неисправностей до замены радиаторов,
-
Замена системы отопления в частном доме — пошагово
Замена системы отопления в частном доме — пошагово и недорого. Как превратить холодный дом в тёплую крепость: практическое руководство по замене системы отопления в частном доме. Зимой дом без надёжного отопления превращается в временное жилище, где уют приходится добывать дополнительными усилиями. Правильная замена системы отопления в частном доме не только возвращает комфорт, но и экономит
-
Замена отопления в частном доме — цена
Замена отопления в частном доме — цена и расчет сметы. Сколько стоит поменять отопление в частном доме: честный разбор расходов и вариантов. Решение заменить систему отопления в частном доме редко бывает спонтанным. Хочется тепла, надежности и разумных трат — но где начинается реальность и где заканчиваются обещания продавцов? В этой статье я подробно разберу компоненты
-
Замена насоса отопления в частном доме — под ключ
Замена насоса отопления в частном доме — под ключ и с гарантией. Как заменить насос отопления в частном доме и не допустить ошибок: подробное руководство. Замена насоса отопления в частном доме — задача, перед которой рано или поздно встает каждый домовладелец. Система может «подвести» в самый неподходящий момент: утром стало холодно, котел бурчит, а радиаторы
































Таким образом, холодный низ батареи является сигналом о необходимости диагностики и устранения возможных причин неэффективного распределения тепла. Это поможет избежать перерасхода энергии и повысить комфорт в помещении.
Холодный низ батареи и горячий верх могут указывать на различные проблемы в системе отопления. Одной из наиболее распространенных причин такого явления является завоздушивание системы. Воздух, попадая в радиаторы или трубопроводы, приводит к снижению теплоотдачи и перегреву верхних частей оборудования. Для устранения этой проблемы необходимо провести следующие действия:
1. Спустить воздух из системы отопления вручную или с помощью специального насоса. Это можно сделать через нижние патрубки радиаторов или через кран Маевского, расположенный на верхней части батареи.
2. Проверить давление в системе. Если давление слишком низкое, необходимо добавить антифриз или воду в систему. Это поможет вытеснить воздух и нормализовать давление.
3. Проверка герметичности соединений. Ослабленные или поврежденные соединения могут пропускать воздух, что также приводит к неравномерной работе системы.
4. Замена или ремонт изношенных элементов. Если радиаторы или трубы имеют повреждения, их следует заменить или отремонтировать.
5. Осмотр и чистка системы. Загрязнение радиаторов или трубопроводов также может влиять на эффективность отопления. Рекомендуется провести чистку или замену фильтров.
Таким образом, устранение проблемы с низким уровнем батареи и перегревом верхних частей оборудования требует комплексного подхода, включающего спуск воздуха, проверку давления, замену или ремонт элементов системы, а также чистку или замену фильтров. Это поможет обеспечить эффективную и долговечную работу системы отопления.