Вторичный щебень – это материал, получаемый путем переработки отходов от сноса зданий, демонтажа дорог и других строительных объектов, пришедших в негодность.
Большие куски кирпичной кладки, бетона, асфальта (так называемый бой) направляются на специальное оборудование, где их дробят на еще более мелкие части. Затем происходит отделение посторонних примесей (древесины, металлов, пластика и т.д.). Далее щебень сортируют по размерам фракции – и он готов к поставке на строительные объекты.
Его свойства, хотя и уступают, конечно, гранитному щебню, но вполне приемлемы для применения щебня вторичного на многих объектах строительства. Он имеет достаточную прочность, влагостойкость и другие параметры для использования в следующих сферах:
- Бетонные работы различного назначения (в качестве наполнителя) – заливка фундаментов, залив железобетонных конструкций (стен, перегородок, подушек и т.д.), изготовление изделий ЖБИ.
- Дорожные работы – подсыпка основания дорожного полотна, отсыпка обочин, выравнивание площадок, прокладка проселочных дорог, садовых дорожек, тротуаров.
- Работы по укреплению грунта – подсыпка откосов, оснований, котлованов и т.д.
- Дренажные и водоотводные сооружения.
- Благоустройство городов, сёл, приусадебных участков.
- Ландшафтный дизайн. Благодаря пестрой форме с помощью щебня вторичного можно решать разнообразные оформительские задачи (клумбы, насыпи, горки и т.д.).
Цена щебня вторичного примерно в два раза ниже, чем у щебня гранитного, поэтому его применение в целях экономии средств рекомендуется во всех случаях, если это допускается ГОСТом и проектной документацией.
Однако на строительных объектах, кроме щебня, могут потребоваться и другие строительные материалы, как вторичные, так и первичные – строительный песок, кирпич, бетон и тому подобное. А если объект большой и имеет жесткие сроки возведения, то доставка стройматериалов должна быть бесперебойной.
Для обеспечения таких объектов лучше всего обратиться в специализированные фирмы, имеющие большой запас материалов на собственных складах и площадках. К тому же, такие компании имеют собственные грузовики и доставляют на них заказы по стройматериалам куда угодно и в любых количествах. Вывоз строительного мусора и лишнего грунта к местам переработки и утилизации также выгоднее всего осуществить с помощью таких специализированных организаций.