Промывка системы отопления — необходимая профилактическая мера. И необязательно это должны делать профессионалы. Зная правила и способы вы вполне все можете сделать своими руками. Если проводить ее регулярно, система работает на полную мощность без особых проблем. Для профилактики достаточно простых и щадящих режимов, которые не оказывают негативного влияния на состояние элементов системы. Если регулярно радиаторы не промывать, придётся использовать химические добавки, которые, конечно, всё отложения удалят. Но после такой обработки нередко возникают течи или ускоряется коррозия.
Почему забивается система отопления
Системы отопления бывают централизованные и индивидуальные. Они отличаются по размерам и по условиям эксплуатации. Отсюда — разные проблемы и различная периодичность промывки.
Централизованные системы
В наибольшей мере в промывках нуждаются централизованные контуры: их протяжённость и наличие множества оборудования создают благоприятные условия для накопления мелких и более крупных частиц. Это ржавая пыль, окалина, песок, осадок соли и т.д. Все эти частицы переносятся потоком теплоносителя. Попав в участок с относительно невысокой скоростью движения — в подводящую трубу, а затем в радиатор, — они оседают и постепенно забивают и трубы, и радиаторы.
Засорение в основном начинается с стальных труб: их внутренняя поверхность изначально шероховатая. Со временем она становится ещё более неровной: частички ржавчины отпадают, образуются дополнительные неровности. Вот тут и начинается засорение. В трубах полипропиленовых, металлопластиковых, оцинкованных внутренняя поверхность гладкая. Так что в них отложения бывают очень редко: с ровной поверхности их сносит теплоноситель.
Вторая «жертва» — радиаторы. Тут наибольшему риску подвергаются две группы: с очень узкими и очень широкими каналами для теплоносителя. В узких каналах скорость движения воды выше, но если тут образуется отложение, то забивается он очень быстро. Неширокие коллекторы в стальных панельных радиаторах, а также у некоторых моделей алюминиевых и биметаллических батарей.
Очень широкие каналы имеются только у чугунных батарей. Теплоноситель течет в них с малой скоростью, из-за чего взвешенные частицы оседают вниз и остаются в секциях. Большой просвет не так легко забить, но если не делать профилактику, это рано или поздно случится.
Зарастание труб и батарей приводит к снижению теплоотдачи, и в помещении становится холоднее. Именно по этому признаку и можно определить необходимость проведения промывки системы или отдельного радиатора.
Индивидуальное отопление
В индивидуальном отоплении проблема стоит не так остро: объем ее небольшой, компонентов немного. К тому же если система закрытого типа, то через некоторое время после заливки воды (если используется она) всё что может, связывается и оседает, остается только чистая вода. Если используется вода нормального качества, умягченная, без солей, то такая система и через несколько лет будет чистой. Другая картина наблюдается, если использовать воду из речки или колодца: даже через год осадков будет много.
В индивидуальном отоплении, работающем на низких температурах (конденсационные котлы, солнечные батареи и конвекторы), может возникнуть другая проблема: бактерии легионеллы. Они активно размножаются если температура не превышает 40-60oC. При заселении этими бактериями происходит постоянное завоздушивание системы. При стравливании воздуха он имеет сильный сероводородный запах. С этими бактериями бороться сложно, а жить с таким сильно «пахнущим» отоплением не комфортно и опасно. Легионеллы попадают в воздух и могут вызвать заболевание, похожее на пневмонию (болезнь легионеров). В таком случае необходима полная и тщательная промывка системы с использованием дезинфицирующих средств, а также прогонка её на повышенных температурах.
Виды чисток системы отопления
Существует несколько разных типов промывок системы с использованием средств разной интенсивности воздействия.
Гидравлическая чистка
Такое сложно название можно расшифровать так: промыть систему отопления проточной водой. Этот метод чаще используется в индивидуальных системах.
Порядок действий такой:
- к сливному крану подсоединяют шланг, который выводят в канализацию или другое место слива;
- открывают кран подпитки системы;
- потоком воды уносится большая часть загрязнений;
- промывку системы можно считать оконченной, когда пойдет чистая вода.
Если система не подключена к водопроводу, подачу воды можно осуществлять помпой или насосом. Это щадящий, но эффективный способ промывания всех узлов системы, включая котёл. Но если образовалось много твёрдых осадков, этот метод окажется неэффективным — понадобятся более радикальные меры.
Гидропневматическая обработка
Проводится по плану в централизованных сетях, но успешно может применяться и в индивидуальных. Однако без дополнительного оборудования не обойтись: в поток воды добавляется воздух. Можно для промывки дома можно использовать автомобильный компрессор.
При проведении гидропневматической чистки в ЦО воздух подают неравномерно, а с перерывами. Тогда образуется пульсация, которая разбивает даже стойкие отложения. Этот метод более эффективный, но и более опасный: толчки воздуха — это гидроудары, и иногда они выводят из строя некоторые наиболее слабые части системы. С другой стороны, лучше все слабые места обнаружить до начала сезона отопления: так будет время устранить их в спокойной обстановке.
Химическая
В систему заливаются химически активные вещества. Они бывают разные:
- молочная сыворотка,
- уксус,
- каустическая сода,
- кислоты (фосфорная, ортофосфорная и т.д.),
- специальные составы.
Способы обработки зависят от применённых средств. Если это специальные составы — вся процедура расписана на упаковке. Эта последовательность разработана производителем, её обязательно следует соблюдать.
Периодичность промывки системы отопления
Согласно СНиП промывка системы необходима ежегодно. Но чистки проводят разного типа. Обычная гидравлическая проводится ежегодно, с добавлением воздуха — раз в 2-3 года, а химическая — по мере необходимости, но не чаще чем раз в 5-7 лет.
Насколько придерживаются эксплуатационные организации таких рекомендаций сказать сложно. Но в индивидуальных системах никто не мешает промыть систему отопления раз в два-три года. Тут ежегодная обработка и не нужна. Можно после окончания сезона слить некоторое количество теплоносителя, чтобы оценить его состояние. Если «ароматов» и осадков нет, время промывать отопление еще не пришло.
Как почистить батарею
Но не всегда требуется чистка всей системы. Часто трубы чистые, а засорены только радиаторы. Как это определить? Когда нужно промывать радиатор?
По температуре:
- стояк и подводящие трубы горячие, а радиатор еле нагрет, скорее всего, он забился;
- не греют некоторые секции или части отопительного прибора;
- вверху нормальная температура, а низ остается холодным.
Промывают батареи после окончания отопительного сезона. Если при установке на подаче и обратке поставлены шаровые краны, а при однотрубной разводке есть ещё и байпас, то можно это делать и в отопительный сезон: закрыв краны радиатор можно снять. Система при наличии байпаса будет работать дальше.
Снимаете батареи, скручиваете всю арматуру. Несёте в место, где есть источник воды. Если промываете радиатор в квартире, это может быть ванная, но только если она чугунная (на дно киньте побольше старых тряпок, чтобы не повредить эмаль). В частных домах промывку делают на улице, дотянув до места шланг с водой. Часто промывают только водой: заливая ее в разные коллекторы. При достаточно сильной струе вымываются даже стойкие отложения.
Если организовать струю воды нет возможности, все коллекторы кроме одного закройте заглушками (купите на рынке или в магазине). Залейте внутренне воду и закрутите последний коллектор. Теперь потрясёте и перевернёте батарею.
Чугун переворачивать непросто, да и потрусить не получится. Зато можно постучать: киянкой или деревянным молотком. Если отложений ещё много и водой они не вымываются, можно попробовать кое-какие химические средства. Стенки у него толстые, так что вряд ли повредятся.
Чугунные батареи чистят при помощи сыворотки или каустика, некоторые используют средства для чистки канализации типа «Крот». Но «Крот» — это сильнодействующее вещество и с ним нужно быть аккуратным. Залив средства, периодически батарею переворачиваете, постукиваете. Через сутки-двое (или несколько часов, смотря, что залили), заглушку откручиваете, все содержимое сливаете. Вот тут нужно будет подумать: куда. Возможно, в ведро или корыто, а потом в канализацию, но вариантов много. Вылив все содержимое, тщательно промываете водой: если что-то останется из химических средств, активизируется коррозия. После такой обработки внутри должно быть чисто.
Устанавливаете радиатор на место, и проверяете: включаете систему на некоторое время при повышенном давлении. Это так называемая опрессовка системы. В системе индивидуального отопления это несложно: открываете кран подпитки и заполняете систему, следите за давлением по манометру. Как только оно превысит рабочее в 1,5 раза, поток теплоносителя перекрываете. Оставив систему на некоторое время в таком состоянии, проверяете её на прочность. По истечение суток, часть теплоносителя сливаете, доведя давление до нормы.
Для проверки отдельного радиатора в квартире используют опрессовочный аппарат. Покупать такой агрегат необязательно: можно взять в аренду. Они есть ручного типа, работают просто: в емкость заливается вода, при помощи ручной помпы закачивается внутрь, и ею же (помпой) создается избыточное давление (отображается на манометре). Зная рабочее давление в своей системе, вы создаёте проверочное на 20% выше. Если нигде не потекло — можно считать, что все прошло удачно.
Длительная и непростая это процедура, а промывка чугунного радиатора, еще и физически тяжела. Тем не менее, поддержание чистоты системы — залог экономного отопления: теплоотдача такой системы выше.
Чем и как промыть радиаторы отопления
Речь пойдет о химической чистке. Использовать можно разные средства.
Из опыта «пользователей» есть следующие варианты:
- залить на сутки молочную сыворотку, периодически переворачивать;
- засыпать паку обычной соды, залить кипятком, несколько обработок помогают от большинства осадков;
- тоже, но с каустической содой — действует лучше;
- залить раствор для чистки автомобильного радиатора, добавить кипятка, слить через несколько часов;
Во всех этих способах есть один момент: может разъесть прокладки. Тогда придётся всё разбирать на секции, менять прокладки и собирать всё на место. Так что многие советую хорошо промыть водой, в крайнем случае, с воздухом — при помощи автомобильного компрессора.
При использовании бытовых реагентов можно действовать следующим образом: раз в 3-4 часа включать насосы на 10-15 минут. Делать это нужно долго: несколько дней. Затем всё слить и пару раз промыть систему.
Химическая чистка — очень рискованная затея — могут потечь самые слабые элементы. Хотя, и тут действует тот же принцип: лучше их выявить не в сезон.
Периодичность промывки системы отопления
Согласно СНиП промывка системы необходима ежегодно. Но чистки проводят разного типа. Обычная гидравлическая проводится ежегодно, с добавлением воздуха — раз в 2-3 года, а химическая — по мере необходимости, но не чаще чем раз в 5-7 лет.
Насколько придерживаются эксплуатационные организации таких рекомендаций сказать сложно. Но в индивидуальных системах никто не мешает промыть систему отопления раз в два-три года. Тут ежегодная обработка и не нужна. Можно после окончания сезона слить некоторое количество теплоносителя, чтобы оценить его состояние. Если «ароматов» и осадков нет, время промывать отопление еще не пришло.
Как почистить батарею
Но не всегда требуется чистка всей системы. Часто трубы чистые, а засорены только радиаторы. Как это определить? Когда нужно промывать радиатор?
По температуре:
- стояк и подводящие трубы горячие, а радиатор еле нагрет, скорее всего, он забился;
- не греют некоторые секции или части отопительного прибора;
- вверху нормальная температура, а низ остается холодным.
Промывают батареи после окончания отопительного сезона. Если при установке на подаче и обратке поставлены шаровые краны, а при однотрубной разводке есть ещё и байпас, то можно это делать и в отопительный сезон: закрыв краны радиатор можно снять. Система при наличии байпаса будет работать дальше.
Снимаете батареи, скручиваете всю арматуру. Несёте в место, где есть источник воды. Если промываете радиатор в квартире, это может быть ванная, но только если она чугунная (на дно киньте побольше старых тряпок, чтобы не повредить эмаль). В частных домах промывку делают на улице, дотянув до места шланг с водой. Часто промывают только водой: заливая ее в разные коллекторы. При достаточно сильной струе вымываются даже стойкие отложения.
Если организовать струю воды нет возможности, все коллекторы кроме одного закройте заглушками (купите на рынке или в магазине). Залейте внутрь воду и закрутите последний коллектор. Теперь потрушиваете и переворачиваете батарею.
Чугун переворачивать непросто, да и потрусить не получится. Зато можно постучать: киянкой или деревянным молотком. Если отложений еще много и водой они не вымываются, можно попробовать кое-какие химические средства. Стенки у него толстые, так что вряд ли повредятся.
Чугунные батареи чистят при помощи сыворотки или каустика, некоторые используют средства для чистки канализации типа «Крот». Но «Крот» — это сильнодействующее вещество и с ним нужно быть аккуратным. Залив средства, периодически батарею переворачиваете, постукиваете. Через сутки-две (или несколько часов, смотря, что залили), заглушку откручиваете, все содержимое сливаете. Вот тут нужно будет подумать: куда. Возможно, в ведро или корыто, а потом в канализацию, но вариантов много. Вылив все содержимое, тщательно промываете водой: если что-то останется из химических средств, активизируется коррозия. После такой обработки внутри должно быть чисто.
Устанавливаете радиатор на место, и проверяете: включаете систему на некоторое время при повышенном давлении. Это так называемая опрессовка системы. В системе индивидуального отопления это несложно: открываете кран подпитки и заполняете систему, следите за давлением по манометру. Как только оно превысит рабочее в 1,5 раза, поток теплоносителя перекрываете. Оставив систему на некоторое время в таком состоянии, проверяете её на прочность. По истечение суток, часть теплоносителя сливаете, доведя давление до нормы.
Для проверки отдельного радиатора в квартире применяют опрессовочный прибор. Не обязательно покупать — можно взять в аренду. Это ручной тип: в ёмкость заливается вода, с помощью ручной помпы закачивается внутрь, и этой же помпой создаётся избыточное давление (отображается на манометре). Зная рабочее давление в своей системе, выставляете контрольное давление на примерно 20% выше. Если нигде не течёт — значит, промывка прошла успешно.
Это длительный и непростой процесс, а промывка чугунной батареи — ещё и физически тяжёлая. Всё же поддержание чистоты системы — залог экономичного отопления: теплоотдача такой схемы выше.
Чем и как промыть радиаторы отопления
Речь пойдет о химической чистке. Можно использовать различные средства.
Из опыта пользователей есть следующие варианты:
- заливать молочную сыворотку на сутки, периодически переворачивая батарею;
- засыпать обычную соду, залить кипятком, несколько обработок помогают от большинства осадков;
- то же самое с каустической содой — действует лучше;
- залить раствор для чистки автомобильного радиатора, добавить кипятка, через несколько часов слить.
Во всех этих способах есть один момент: может разъесть прокладки. Тогда придётся всё разбирать на секции, менять прокладки и собирать всё на место. Так что многие советую хорошо промыть водой, в крайнем случае, с воздухом — при помощи автомобильного компрессора.









